Учебная программа для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения 1-4 классы
Русский язык
Пояснительная записка
Начальный курс русского языка представляет собой важнейший компонент школьной программы, поскольку русский язык в школе с русским языком обучения является не только объектом изучения, отдельным учебным предметом, но и средством обучения другим школьным дисциплинам, так как овладевая умением учиться, школьники изучают родной язык – ключ к познанию, образованности, развитию интеллекта.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе определяются отраслью «Языки и литературы» Государственного стандарта начального общего образования (2011г.).
Основная цель курса – заложить основы формирования коммуникативной компетентности учащихся с учетом их интересов и возможностей, что обеспечивается планомерным обучением всем видам речевой деятельности на основе определенного круга знаний по языку и языковых умений. Изучение русского языка также должно содействовать становлению духовно богатой личности, которая умеет самостоятельно учиться и ориентироваться в информационном потоке.
Достижение основной цели обучения русскому языку осуществляется в процессе решения следующих задач:
· развитие у детей положительной мотивации к изучению языка, коммуникативного мотива; желания знать русский язык, постигая его законы; воспитание бережного отношения к слову и уважения к языку как части русской национальной культуры;
· обеспечение гармонического развития всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);
· усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики, лингвистики текста;
· формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
· обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;
· обеспечение осознанного усвоения способов применения теоретических сведений и орфографических правил в речевой деятельности;
· воспитание языковой личности, которая заботится о качестве своей речи и умело пользуется ею;
· развитие этнического самосознания тех учащихся, которые являются носителями русского языка. При обучении русскому языку учащихся других национальностей – обеспечение – наряду с украинским – свободного владения одним из распространенных в Украине и в мире языков. Формирование у тех и других учащихся чувства принад-лежности к многонациональному народу Украины; содействие становлению у них гражданских и патриотических чувств;
· приобщение к культурному наследию русского народа;
· воспитание у учащихся интереса друг к другу, уважения и внимания к мыслям и чувствам своих одноклассников;
· эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников;
· становление гуманистического мировоззрения, формирование интеллекта и духовного мира учащихся, приобщение их к национальным и общечеловеческим ценностям;
· воспитание положительного и бережного отношения к книге как объекту культуры;
· формирование умения учиться.
Весь процесс обучения русскому языку подчинен развитию у младших школьников коммуникативной (языковой и речевой), социокультурной и деятельностной компетенции, при ведущей роли речевой содержательной линии обучения. При этом существенными показателями сформированности ключевых компетенций является демонстрация учащимися коммуникативно оправданного, свободного и правильного использования единиц русского языка не только на уроках непосредственной речевой направленности (русский язык, литературное чтение), но и при изучении других учебных предметов, а также в незнакомой ситуации и во внеурочное время.
Важный аспект изучения русского языка – развитие образного и логического мышления, познавательных интересов, морально-этическое и эстетическое воспитание учащихся, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, развитие творческого потенциала школьников.
.
В ходе начального обучения русскому языку происходит слияние обучения, развития и воспитания школьников в единый органичный процесс.
Курс русского языка в начальных классах строится в соответствии с такими основными линиями содержания: речевой,языковой, социокультурной и деятельностной.
Речевая линия содержания предполагает формирование и развитие устной и письменной речи учащихся, их умений пользоваться языком как средством общения, познания и самопознания, влияния,саморазвития и самосовершенствования. Это умения воспринимать и понимать речь, самостоятельно создавать устные и письменные диалогические и монологические высказывания различных типов, стилей, жанров речи, в разных сферах жизни, пользоваться разными видами слушания и чтения, вести диалог с соблюдением требований речевого этикета, правильно и коммуникативно целесообразно высказывать свои мысли, анализировать тексты, оценивать и совершенствовать собственную речевую деятельность, овладевать риторическими навыками и т.п. С этой целью совершенствуются все виды речевой деятельности, которыми дети овладели в дошкольном возрасте и которые являются новообразованиями в младшем школьном возрасте. Реализацию речевой линии обеспечивает взаимодействие трех остальных линий содержания обучения русскому языку.
Языковаялиния содержания направлена на усвоение школьниками знаний о языке, формирование языковых умений и разрабатывается с учетом того, что начальный курс обучения русскому языку и формирования у учащихся умений выполнять определенные виды языкового анализа носит пропедевтичекий характер. Эта работа должна быть подчинена интересам развития у ребенка орфоэпических, лексических, грамматических, правописных умений, т.е. усвоению норм литературного языка и культуры речи. Она осуществляется с учетом особенностей русской речи в Украине, которые определяются близостью и взаимодействием украинского и русского языков.
Социокультурнаясодержательная линия является обязательной составляющей работы над речевой и языковой линиями и предполагает формирование и расширение представлений учащихся о культуре русского и украинского народов; усвоение формул национального речевого этикета, правил общения и использование их в общении с представителями разных возрастных групп и статусовв различныхсферах общения; Важным аспектом социокультурной работы является формирование у учащихся умения соблюдать правила общественного поведения, толерантного отношения к носителям других культур.
Деятельностная линиясодержания обучения направлена на формирование у младших школьников ключевой компетентности – умения учиться, включающего в себя учебно-организационные умения и навыки (уметь организовать свое рабочее место; решать учебные задачи во взаимодействии с одноклассниками в паре, в малой группе; ориентироваться во времени, учиться его распределять и беречь; планировать последовательность выполнения задания; прогнозировать результаты деятельности; доводить работу до конца); учебно-информационные (уметь работать с учебником, учебными пособиями, пользоваться дополнительной и справочной литературой, сосредоточенно слушать, формулировать вопросы, доказательно давать ответы); учебно-интеллектуальные (анализировать языковые и речевые объекты, сравнивать их, выделять в них главное, обобщать, делать выводы; устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным; высказывать и доказывать собственное мнение; уметь моделировать, комбинировать, дополнять, продолжать, преобразовывать материал); контрольно-оценочные (знать разные способы проверки и контроля своей деятельности, знать способы исправления ошибок, оценивать свои действия и действия других), что непосредственно связано с развитием у детей мотивации учения.
Названные содержательные линии обучения русскому языку в их совокупности формируют речевую компетентность школьника, способствуют становлению его как языковой личности.
Организация изучения начального курса русского языка должна базироваться на следующих принципах:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
· преемственность и перспективность дошкольного, начального и основного общего образования;
· развитие каждого ребенка как субъекта отношений с окружающими людьми – ровесниками и взрослыми;
· реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его индивидуальных способностей и темпа развития;
· разнообразие организационных форм обучения, которые обеспечивают мотивацию изучения русского языка, раскрытие творческого потенциала детей, формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных мотивов, обогащение стилей сотрудничества со сверстниками и взрослыми в учебно-познавательной деятельности;
· активное использование жизненного опыта каждого ученика в процессе развития всех видов речевой деятельности;
· сохранение и укрепление психофизического и духовного здоровья учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к окружающим, любви к членам семьи, бережного отношения к природе;
· целесообразность использования форм, методов и приемов обучения.
Достижение образовательной цели обучения русскому языку возможно при оптимальном и комплексном применении методов и приемов классической методики обучения родному языку и инновационных образовательных технологий развивающего обучения.
Планомерное речевое развитие учащихся осуществляется во взаимосвязи с усвоением ими языкового материала и развитием мышления. В каждый урок включаются разнообразные виды речевой деятельности: аудирование и чтение (осмысление услышанного или прочитанного); конструирование монологических высказываний (устные и письменные ответы по теме изучаемого материала, изложения, сочинения); участие в диалоге (анализ, составление, разыгрывание по ролям, оценивание); создаются речевые ситуации, которые естественным образом рождают мысль и побуждают к реализации ее в речи, в творческой деятельности.
Учебное время в программах для 2-4 классов распределяется с учетом необходимости выделения в учебном процессе 10-12 специальных часов для формирования и развития устных и письменных видов речевой деятельности.
В целом распределение часов в программе осуществляется так: из общего количества часов, отведенных на русский язык в каждом классе (105 – во 2 классе, 87,5 – в 3 и 4 классах), вычтено 4 часа резервного времени, которое оставлено на усмотрение учителя, 7 часов выделено для повторения в начале года, в конце каждого учебного периода и в конце года.
Программа построена на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов, что требует чёткого определения результативности усвоения содержания начального курса языка, языковых и речевых умений.
В программе начального обучения русскому языку выделены такие разделы: «Речевая содержательная линия», «Языковая содержательная линия», «Социокультурная содержательная линия», «Деятельностная содержательная линия», «Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ». В программу 1 класса введен раздел «Обучение грамоте», который представляет особый и очень ответственный период обучения первоклассников элементарному чтению и письму как видам речевой деятельности, формирующимся в неразрывной связи с аудированием (слуховым восприятием чужой речи), говорением (передачей мыслей и чувств в устном высказывании); графические навыки, техника письма и культура оформления письменных работ формируются и осваиваются в процессе обучения детей письму.
І. Речевая содержательная линия
Программа предусматривает приобретение учащимися определенных знаний о речи, об особенностях высказываний, обусловленных их коммуникативными задачами, ситуацией общения (кто говорит, кому адресовано высказывание, какова его цель и др.). Однако основное внимание в обучении должно уделяться развитию умений осуществлять все виды речевой деятельности: слушание-понимание (аудирование), говорение, чтение, письмо.
Развитие речевых умений осуществляется в соответствии с основными сферами общения (персональной, публичной, образовательной, профессиональной), которые представлены такими темами «Школа», «Семья», «Человек», «Игры», «Профессии», «Природа. Растения, животные», «Город, село», «Родина», «Культура. Народные обычаи», «Спорт».
В основе различных речевых умений лежит умение слушать, понимать устную речь (аудировать). Учащиеся, для которых русский язык является родным, безусловно, владеют этим умением на бытовом уровне. Однако в школе непрерывно увеличивается лексический запас, усложняется грамматический строй речи, расширяется тематика и усложняется логика высказываний, предлагаемых для слушания. При этом значительно повышаются требования к скорости, точности восприятия устной речи, пониманию прослушанного, умению концентрировать произвольное внимание в течение все более длительных отрезков времени. Все это обусловливает необходимость развития аудирования не только в начальных классах школы, но и на последующих ступенях обучения.
Одним из видов речевой деятельности является чтение. Актуальность развития этого вида речевой деятельности обусловливается тем, что благодаря чтению происходит наполнение долговременной памяти учащихся синтаксическими конструкциями, необходимыми для построения самостоятельных письменных высказываний, обогащение жизненного опыта детей. Поэтому во 2-4 классах уроки русского языка служат развитию умения читать, понимать прочитанное, работать с книгой. Этому способствует широкое использование на уроках русского языка текстов, любая работа над которыми должна начинаться с чтения (вслух или молча), проверки понимания, более или менее подробного обсуждения. Спецификой работы по чтению на уроках языка является то, что внимание детей особенно привлекается к правильному произношению и значению слов, интонации предложений, различных по структуре, смысловому членению с помощью пауз, мелодики и др. Систематическая целенаправленная работа над формированием и совершенствованием навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения осуществляется непосредственно на уроках литературного чтения. В начальных классахпредполагается регулярное обучение работе с учебником русского языка: развитие умения пользоваться оглавлением, условными знаками, сносками, таблицами, схемами; различать шрифты и понимать их назначение, различать в тексте учебника разъяснения, правила для усвоения, примеры, находить на странице нужный материал и пр.
Развитие навыков речевой деятельности предполагает также работу над говорением иписьмом,которая включаетанализ, планирование, воспроизведение, построение, редактирование учащимися диалогическихи монологических высказываний (устных и письменных) – на основе прочитанных или прослушанных литературных произведений, просмотренных фильмов, рассказов родственников, знакомых о тех или иных событиях, о случаях из повседневной жизни школьников. Важной частью работы является составление устных и письменных высказываний с непосредственной коммуникативной целью (записка с приглашением, поздравление, объявление и т.п.), а также загадок, сказок, увлекательных историй. При этом необходимо особенно внимательно подходить к обеспечению положительной мотивации выполнения школьниками подобных заданий.
Весь процесс обучения родному языку подчинен формированию навыков речевой деятельности учащихся, развитию умений содержательно, четко и ясно выражать мысли и чувства в устной и письменной форме. Фонетические, лексические, грамматические, орфографические явления и факты языка изучаются во взаимосвязи и ориентированы на применение их учащимися в речевой практике. На каждом уроке обязательно планируются разнообразные виды речевой деятельности: аудирование и чтение (осмысление услышанного или прочитанного); конструирование монологических высказываний (устные и письменные изложения и сочинения); участие в диалоге (анализ, составление, разыгрывание по ролям).
Обучение построению диалогических и монологических высказываний происходит на уроках русского языка и на уроках развития связной речи, Содержание уроков развития связной речи определяется особенностями организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в конкретном классе, интересами и жизненным опытом учащихся. В процессе проведения уроков развития связной речи необходимо предлагать школьникам выполнять как репродуктивные и конструктивные, так и творческие упражнения и задания.
ІІ. Языковая содержательная линия
В начальных классах учащиеся получают общее представление о языке как средстве общения, познания, влияния, о существовании в мире разных языков (родственных и неродственных), о государственном языке и других языках, функционирующих в Украине.
Начальное обучение русскому языку предполагает пропедевтическую работу по формированию у школьников знаний о единицах различных языковых уровней (текст, предложение, слово в его лексическом и грамматическом значении, звуки речи). При этом главное внимание должно уделяться практическим аспектам: работе над значением слова и количественному росту словарного запаса учащихся, обогащению их речи различными грамматическими формами, развитию умения пользоваться языковыми средствами в соответствии с нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими), умения анализировать, оценивать собственные речевые произведения, совершенствовать их, умения пользоваться алфавитом, учебными словарями и другой справочной литературой.
Важнейшей задачей обучения правописанию является формирование орфографической и пунктуационной зоркости, умения самостоятельно исправлять допущенные ошибки, сопоставляя написанное с образцом.
В основе орфографической грамотности лежит умение соотносить звуковой и графический образы слова, обозначать звуки слова буквами без пропусков, замен, вставок, перестановок букв, безошибочно писать слова, написание которых основано на прямом соотношении между звуками и буквами (фонетико-графическое написание: школа, дружный и т.п.). Кроме того, учащиеся должны усвоить и самостоятельно применять в ходе письма правила правописания, определенные программой (алгоритм грамматических правил в 3-4 классах может иметь до 4-5 шагов).
Формирование орфографических навыков включает работу над списком слов, произношение и написание которых школьники должны запомнить. Усвоение этих слов (из списков текущего года и предыдущих лет обучения) подлежит регулярному контролю.
Работа над правописанием включает также усвоение правил употребления указанных в программе пунктуационных знаков.
Ш. Социокультурная содержательная линия
Социокультурная содержательная линия является обязательной составляющей процесса компетентностно ориентированного обучения языку и предполагает формирование и расширение представлений учащихся о материально-духовной культуре русского народа с учётом поликультурной ситуации в Украине.
С этой целью в процессе обучения используется информацияоб исторических событиях,о народных традициях, о выдающихся представителях русского и украинского народов; репродукции картин известных русских и украинских художников, образцы (и/или их изображение) предметов быта, произведений народного искусства и т. п.
Однако работа с учебным материалом, имеющим социокультурную составляющую, не ограничивается уровнем этнокультурологии (изучением слов, обозначающих реальные вещи, обычаи, праздники, обряды и представляющих собой культурное наследие народа). Она должна иметь прежде всего практическую цель и способствовать развитию толерантности как основного принципа человеческого общения; помогать учащимся успешно осваивать различные социальные роли в соответствии с определёнными жизненными ситуациями, учитывая при этом возраст, пол, общественное положение участников процесса общения и используя соответствующие правила общения и формулы национального речевого этикета.
Реализация социокультурной линии в процессе обучения языку осуществляется прежде всего на основе работы с текстами, в которых отображаются особенности культуры как русского народа так и других народов Украины, их национального мышления.Это тексты классической и современной русской литературы для детей, произведения устного народного творчества, фразеологические выражения, пословицы, поговорки, отображающие национальные особенности культуры, характера и жизненного опыта народа.
Выбор тематики текстов для аудирования и чтения, диалогов и монологических высказываний учащихся осуществляется в соответствии с основными сферами использования языка: персональной, публичной, образовательной
(тематика текстов не расписана, но предполагается ее углубление в соответствии с психолого-возрастными особенностями учащихся и задачами их социализации в последующих классах).
Персональная сфера
Я и моя семья: фамилия, имя, отчество, родной язык, мечты, личные достижения; члены семьи, их профессии, взаимоотношения в семье, уважение к старшим, домашние обязанности, семейные традиции, праздники.
Друзья:внешность, черты характера, общие интересы, взаимоотношения.
Здоровый образ жизни: режим дня, утренняя гимнастика, здоровое питание, гигиенические требования к работе с компьютером и мобильным телефоном.
Отдых и досуг: каникулы, свободное время, игры, увлечения, занятия по интересам.
Спорт: виды спорта; участие в спортивных секциях.
Публичная сфера
Родина: город (село, посёлок), в котором я живу; Украина – наш общий дом; государственные праздники Украины, исторически известные места Украины и России, народные праздники и обычаи, традиции народов Украины.
Поездки, путешествия:подготовка к поездке, виды транспорта, картины природы, трудности и радости путешествия, сувениры.
Природа:времена года, животный и растительный мир, особенности природы Украины и России; отношение к природе, защита природы.
Средства коммуникации и технологии: телевидение и радио, любимые теле/радиопередачи, компьютер, компьютерные игры, Интернет, (мобильный) телефон и др.
Искусство: выдающиеся писатели, художники, музыканты Украины и России; посещение выставки, музея, концерта; национальная музыка, танцы;
Кино, театр, цирк: посещение кинотеатра, театра, цирка; любимые фильмы, мультфильмы, спектакли, цирковые представления.
Жизнь общества: права ребёнка, участие детей в различных общественных проектах., правила поведения в различных общественных местах; правила поведения со знакомыми и незнакомыми людьми разного возраста и статуса.
Образовательная сфера
Школьная жизнь:моя школа, мой класс, школьные принадлежности, любимые школьные предметы, дежурство в классе, внеклассные мероприятия, классная и школьная стенгазеты; участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах; уважение к учителям, дружеские отношения с одноклассниками.
Библиотека: образовательная роль библиотеки, любимые книги, авторы, литературные герои.
ІV. Деятельностная содержательная линия
Деятельностная линиясодержанияимеет сугубо процессуальный характер и направлена на обеспечение систематического развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения языку, на овладение базовыми, универсальными интеллектуальными операциями: наблюдать, анализировать языковые явления, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы. Важными аспектами деятельностной линии являются: осознание учащимися структуры своей познавательной деятельности от постановки цели, выработки стратегии индивидуального стиля деятельности до получения результатов; формирование способности получать знания, развивать умение фиксировать и оценивать воспринятую информацию; работать индивидуально и коллективно в условиях выбора, поиска, исследования и т.п.
Стратегическими составляющими деятельностной линии являются: освоение учащимися способов решения проблем творческого и поискового характера; развитие умения планировать, контролировать (проводить проверку и самопроверку устных высказываний и письменных работ), оценивать учебные действия и результаты обучения в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; поиск наиболее оптимальных способов достижения результата; формирование умения осознавать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, готовности к конструктивным действиям в ситуациях неуспеха.
Важным направлением в обучении русскому языку является воспитание ученика, умеющего учиться: освоение им элементов учебной самостоятельности, продвижение в учебном процессе от репродуктивной деятельности к частично-поисковой и творческой, от действий за учителем, по образцу – к самостоятельному выполнению всех видов заданий; овладение умением переносить знания и способы деятельности в новую ситуацию, самостоятельно работать с новым, доступным по трудности учебным материалом; развитие умения эффективно работать с книгой − учебником, лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Обучение русскому языку должно быть также направлено на развитие у школьников общеучебных умений: организационных, общепознавательных, контрольно-оценочных; на воспитание чувства ответственности за выполняемую работу; на развитие умения составлять собственное мнение по обсуждаемым вопросам, обосновывать его, доказывать правильность высказанной точки зрения.
V. Графические навыки, техника письма,
культура оформления письменних работ
Важная составляющая начального обучения – формирование графических навыков и техники письма. Необходимо стремиться к тому, чтобы письмо младших школьников было аккуратным, разборчивым, его скорость удовлетворяла учебные потребности детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Работа над каллиграфией, техникой письма не ограничивается периодом обучения грамоте в 1 классе, а продолжается в последующих классах. Внимание к этой стороне письма необходимо не только при выполнении школьниками специальных упражнений в написании отдельных букв и их элементов, буквосочетаний, слов, но и при выполнении всех других письменных работ (списывание, письмо под диктовку, по памяти и др.).
Работа по письму предполагает развитие у школьников культуры оформления письменных работ (начало письма на первой верхней основной строке страницы, отступ от предыдущей работы, расположение заголовка по центру строки, соблюдение абзацев, полей, аккуратности подчеркиваний, исправлений и др.).
Немаловажной задачей является формирование у учащихся умений писать на доске с ориентацией на ее площадь, регулировать размеры букв, выдерживать горизонтальность строчек, уместно располагать материал и т.п.
1 класс
(6 часов в неделю, всего 210 часов)
І. Обучение грамоте
Реализация организационной и содержательной сторон процесса обучения грамоте строится на принципах доступности и перспективности, индивидуализации и дифференциации, поскольку предполагает учет умений, приобретенных детьми в дошкольном возрасте, развитие или коррекцию умений выполнять звуковой анализ слов, читать и писать, правильно сидеть за партой и держать ручку.
Обучение грамоте делится на 3 периода: добукварный, букварный и послебукварный.
В добукварный период происходит развитие устной речи первоклассников (умения слушать-понимать чужую речь, умения говорить); формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи; подготовка руки к письму. Длительность добукварного периода определяется учителем с учетом подготовки учащихся (2-4 недели).
В течение букварного периода первоклассники овладевают начальными умениями читать по букварю, писать в тетрадях с печатной основой и в тетрадях с сеткой для первого класса, соотносить звуковой и буквенный состав слова, в аналитико-синтетической деятельности моделировать и конструировать слова и предложения. Кроме того, продолжается работа по развитию умений слушать-понимать устную речь, строить собственные высказывания, участвовать в диалоге; по формированию начальных представлений о языке и языковых умений.
Послебукварный период предназначен для совершенствования умения читать и писать, для развития устной речи, умения производить элементарные аналитико-синтетические операции с языковыми единицами разных уровней. Занятия в этот период готовят учащихся к изучению во 2 классе отдельных курсов – русского языка и чтения. Длительность послебукварного периода корректируется учителем с учетом подготовки учащихся конкретного класса.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, не рекомендуется интенсифицировать процесс обучение письму. В частности, обучение написанию прописных (больших) букв сложной конфигурации (В, Д, Ж и др.) может осуществляться не одновременно с обучением написанию соответствующих строчных (малых) букв, а с определенным интервалом. Обучение шестилетних первоклассников безотрывному письму предусматривается только в тех случаях, когда безотрывные соединения букв являются естественными (пл, ле, ми), не требующими повторного проведения по одной и той же линии или возвращения руки назад (ол, па). В работе с детьми, у которых преобладают действия левой руки, после консультации с психологом (врачом), учитель должен соответствующим образом корректировать методику обучения письму таких детей, не настаивая на их переучивании.
Важной составляющей периода обучения грамоте является развитие у первоклассников интереса к книге, формирование умения самостоятельно работать с ней. В 1 классе работа с книгой предполагает листание, рассматривание книги, выяснение того, столбиком (стихами) или длинными строчками она написана (слово «проза» при этом не используется), одно или несколько произведений в книге, где (на какой странице) их начало и конец и т.п. Школьники учатся высказывать предположения (на основе иллюстраций, заглавия, которое читает учитель) о возможном содержании текста, а после слушания делать вывод о правильности своих предположений. Со временем дети привлекаются к чтению названия книги, фамилии и имени автора, а к концу года – к самостоятельному чтению детской книги или ее фрагментов.
Для работы с детской книгой в 1 классе отводится половина урока один раз в неделю. Кроме того, на каждом уроке несколько минут посвящается работе с букварем как учебной книгой: дети учатся листать его и находить указанную страницу, обнаруживать условные знаки на странице и объяснять смысл игровых заданий и др.
Содержание учебного материала |
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Обучение чтению Добукварный период (11 часов) Практическое ознакомление со словами, которые обозначают названия предметов, признаков, действий. Различие названий предметов в соответствии с вопросами кто это? что это? Способы условного обозначения слов. Практическое ознакомление с предложением. Способы условного обозначения предложений. Составление предложений по данной графической схеме. Деление слов на слоги. Понятие об ударении, ударном слоге. Речевые и неречевые звуки. Представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных; условное обозначение их на схеме. Звуковой анализ простых по структуре слов. Моделирование звуковой структуры слова (построение схемы). Букварный период (67 часов) Обозначение звуков буквами. Буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки. Основной приём чтения прямого слога с ориентацией на букву, которая обозначает гласный звук; практическое осознание слогового принципа русской графики. Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме буквами я, ю, е, ё, и, ь (практическое ознакомление). Буквы я, ю, е, ё для обозначения двух звуков: [й] + соответствующий гласный (практически). Буквы ь, ъ, которые указывают на то, что следующие за ними буквые, ё, и, ю, я обозначают два звука: [й] и соответствующий гласный. Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Чтение слов с этими сочетаниями букв. Чтение слов и слогов с буквой г; различие в русском и украинском языках звуков [г] и [h]: Галя, густо и др. Сопоставление произношения и написания (слова, в которых пишутся буквы о, е, а произносятся звуки [а], [и]: вода, река; слова, в которых пишутся буквы б, в, г, д, ж, з, а произносятся звуки [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]: дуб, друг). Чтение слов с постепенным усложнением звукобуквенной структуры. Чтение по слогам и чтение целыми словами; мгновенноеузнавание наиболее употребительных в букваре слов, которые состоят из 2-4 букв (ты, где, да, дым, кто, мама, она, стол, брат), и коротких сочетаний слов (я был, я и ты и под.). Чтение предложений, небольших текстов с изученными буквами. Правильное интонирование предложений, в конце которых стоят разные знаки препинания. Практическое усвоение знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Послебукварный период (27 часов) Совершенствование основных качеств читательского навыка – правильности, осознанности, скорости (при условии плавного, фразового чтения, а не отдельными словами), а также выразительности. Чтение текстов разных жанров, заучивание наизусть некоторых из них и выполнение разнообразных учебных заданий, направленных на отработку навыка чтения и достижение понимания прочитанного, на подготовку учеников к работе во 2 классе. |
Ученик (ученица) имеет представлениео номинативной роли слова; различает названия одушевленных и неодушевленных предметов по вопросам; распознаетслова, которые обозначают названия признаков, действий; обозначаетслова условными знаками; выделяетпредложения из потока речи; анализирует их по количеству слов; строит графические схемы предложений; составляетпредложение по данной графической схеме; произноситслова по слогам; определяетна слух слог, который произносится с большей силой голоса; имеет представлениео речевых и неречевых звуках; различаетгласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; условно обозначает их на схеме; выполняетзвуковой анализ простых по структуре слов; строит их звуковую схему, используя условные значки для обозначения звуков. Ученик (ученица) узнает иразличает буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки; правильно называет буквы (алфавитное название: «вэ», «ка», «эль», «ха», «че» и т.д.); читаетпрямые слоги типа «СГ», «С’Г»; читаетслоги и слова с буквами я, ю, е, ё в разных позициях – в начале слога и после букв, которые обозначают согласные звуки; читаетслова с ь и ъ, которые указывают на то, что следующие за ними буквые, ё, и, ю, я обозначают два звука: [й] и соответствующий гласный; читаетслова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, правильно произнося в нихтвердые и мягкие согласные; читаетслова с буквой г, правильно произнося звук, обозначенный ею; правильно произносит при чтении слова (состоящие из 1-2 слогов), в которых гласные и согласные звуки стоят в слабой позиции: хлеб, друг, стена, вода; читаетслова по слогам (отдельные слова несложной структуры – целыми словами); читаеттексты из букваря целыми словами (отдельные слова усложненной структуры – по слогам), правильно интонируя предложения, разные по цели высказывания и интонации – повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные (без употребления терминов) с ориентацией на соответствующие знаки препинания.Ученик (ученица) Читаеттексты целыми словами правильно, осознанно, понимая их смысл; придерживается скорости чтения, соответствующей естественному темпу связной речи (приплавном чтении – не отдельными словами, а фразами), читает выразительно; понимает и адекватно выполняеткороткие инструкции к учебным заданиям в учебнике и предложенные учителем для выполнения индивидуально, в паре, в группе; знает наизусть 5-6 текстов (стихотворения, считалки, загадки – не менее 4-х строк). |
2. Обучение письму. Графический навык письма. Техника письма. Культура оформления письменных работ Добукварный период (11 часов) Посадка ученика во время письма. Положение ручки (карандаша) в руке во время письма. Расположение тетради на парте во время письма. Движение кисти и предплечья вдоль строчки в процессе выполнения графических упражнений. Изображение линий и фигур, штриховка, раскрашивание. Изображение линий, похожих на элементы букв. Ориентирование на странице тетради и в графической сетке. Букварный период (67 часов) Коммуникативная направленность процесса письма. Сведения о рукописных буквах и знаках пунктуации. Типы соединения элементов букв. Типы соединения малых и больших букв. Обозначение звуков, воспринятых на слух, соответствующими рукописными буквами. Функции знаков пунктуации. Основные требования к письму в тетради без печатной основы. Послебукварный период (27 часов) Гигиенические и каллиграфические требования к письму в тетради с сеткой № 1 (без печатной основы). Печатный и рукописный шрифты. Сопоставление графической формы печатных и рукописных строчных и заглавных букв. Обозначение при списывании печатных букв соответствующими буквами рукописного шрифта. Знаки препинания: точка, запятая, тире, вопросительный и восклицательный знаки. |
Ученик (ученица) сознательнопринимает правильное положение за партой перед началом письма; показываетправильное положение ручки в руке, держит ее большим, средним и указательным пальцами; правильно располагаеттетрадь на парте перед началом письма и сохраняет такое ее положение в процессе письма; движет ручку (карандаш)вдоль строки с помощью кисти и предплечья, опираясь на мизинец; показываетверхнюю, нижнюю, левую, правую стороны страницы; начало, середину, конец строки; середину между линиями рабочей строки; проводит линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные (влево, вправо); изображаетпрямые, ломаные, волнистые, петельные линии способом отрывного и безотрывного (в меру возможности) письма; правильно пишетпрямые линии, с верхним и нижним закруглением, верхние и нижние петли, овалы, полуовалы; находит и показываетвсе линии графической сетки тетради (верхняя и нижняя линии рабочей строки, вспомогательные линии (между строк и наклонная).Ученик (ученица) различаетпечатное и рукописное письмо; объясняет необходимость рукописного письма, его эстетического вида; узнает иназывает в соответствии с алфавитом малые и большие рукописные буквы; пишет их, соблюдая правильность формы, высоты, ширины; пишет безотрывнобуквы с естественным соединением элементов и букв в слове: (верхнее, среднее, нижнее: и, ш, п, т, су, из, сл и т.п.); пишет слова связно, ритмично, с одинаковым наклоном букв; сохраняетправильную форму, высоту, ширину букв при письме слов, сочетаний слов, предложений; располагаетслова и предложения в основной (рабочей) строке между её линиями, правильно использует вспомогательные линии сетки тетради; списывает буквы,слоги, слова, предложения с рукописных и печатных материалов; пишет под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением; предложения (3-4 слова); называет, правильно употребляет при письме знаки пунктуации:точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки, тире; соблюдает гигиенические требования в процессе письма. Ученик (ученица) списываетпечатный и рукописный текст, соблюдая гигиенические и каллиграфические требования; выполняетзадания фонетико-графического, лексического, грамматического характера; пишет под диктовкуслова, предложения из 3-4 слов (с учетом служебных слов), в которых написание не расходится с произношением; текст, в котором написание слов соответствует произношению (другие слова записываются на доске или диктуются «орфографически»). |
ІІ. Речевая содержательная линия
Содержание учебного материала | Государственные требования к общеобразовательной подготовке учащихся |
1. Аудирование – слушание-понимание устной речи (в течение года) Правила поведения при слушании. Слушание речевого материала, представленного звуками, слогами, словами, сочетаниями слов, предложения-ми, выявление среди них тех, которые отвечают указанным признакам. Восприятие на слух, понимание, запоминание с 1-2 прослушиваний несложных (подобных букварным) монологических и диалогических высказываний, относящихся к разговорному и бытовому стилям (загадка, пословица, скороговорка, стихотворение, сказка, рассказ). Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Представление картин, возникающих в воображении при слушании. Восприятие на слух, понимание, запоминание при беглом темпе речи ряда слов 3-6 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; словосочетаний, которые различаются предлогом, формой слова и др. Понимание содержания, запоминание воспринятых на слух предложений (1-7 слов), различных по цели высказывания и интонации. Восприятие на слух инструкций, касающихся выполнения учебных и игровых заданий. |
Ученик (ученица) внимательно слушает, выявляет интерес к содержанию предлагаемого материала; различаетвоспринятые на слух языковые единицы: звуки, слоги, слова, словосочетания; выявляетсреди нескольких прослушанных (1-2 раза) слов, сочетаний слов те, которые отвечают указанным признакам: повторены дважды, начинаются указанным звуком, обозначают предмет, признак, количество, движение и др.; понимает фактическое содержание текста; различаетна слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова, словосочетания, предложения, различные по цели высказывания, законченные и незаконченные предложения; понимаетустное высказывание повествовательного характера (80-100 слов, время звучания до 1 минуты); фиксирует начало и конец текста; определяетна слух количество предложений в тексте, состоящем из 2-4 предложений; количество слов в предложении (до 4 слов); отвечает на вопросы по содержанию прослушанного (кто? что? где? когда? как?); понимаетпосле 1-2 прослушиваний значение слов, словосочетаний, предложений, фактическое содержание текста и выполняет задания, не требующие построения развернутого высказывания; выражает сопереживание с действующими лицами в процессе слушания текста; соотноситрисунок и слово, предложение, текст; делаетрисунок, соответствующий услышанному слову, предложению, тексту; выполняеткороткую инструкцию, данную в тексте (начиная с инструкции, состоящей из 1-3 слов). |
2. Говорение (в течение года) Регулирование дыхания, силы голоса, темпа речи. Выразительная декламация стихотворений, загадок, считалок и др. Участники диалога. Ситуации общения. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, говорить понятно, стараться быть интересным для собеседника, не повышать голос, употреблять слова вежливости). Воспроизведение в лицах диалогов из прослушанных рассказов, сказок, стихотворений. Составление и разыгрывание диалогов на темы, близкие жизненному опыту детей, после предварительной подготовки (обсуждение содержания, работа над опорными словами и сочетаниями слов, этикетными речевыми формулами). Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ; вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ; предложение – отказ – ответ и т.п. Признаки хорошего высказывания содержательность, связность, наличие вступления, основной части и заключения, правильное использование слов, соответствие теме). Повтор образца высказывания, предложенного учителем. Пересказ прослушанного или прочитанного текста с использованием вспомогательных материалов (начало высказывания, вопросы, сочетания слов и др.). Построение связного высказывания повествовательного характера (2-3 предложения) по данному началу, рисунку, серии рисунков, на основе жизненного опыта. 3. Чтение (в течение года) Роль чтения в жизни школьников и взрослых людей. Осознанное чтение доступных текстов. Правильное интонирование при чтении предложений, в конце которых стоят разные знаки препинания. Работа с детской книгой |
Ученик (ученица) регулирует дыхание,силу голоса и темп речи во время выполнения учебных заданий; читает наизусть до 5 текстов стихотворений, загадок, считалок и др. (не менее 4 строк); воспроизводит по образцу интонацию предложений, различных по цели высказывания; воспроизводитв лицах (в паре с одноклассником или учителем) прослушанный диалог; формулирует вопросы по содержанию прослушанного текста или другого источника информации; отвечает на поставленный вопрос; внимательно слушает собеседника и адекватно реагирует на его реплики, самостоятельно формулирует реплики (вопросы), адресованные собеседнику, по содержанию предварительно подготовленного разговора на хорошо знакомую тему; не повышаетбез необходимости голос; употребляетформулы вежливости; повторяет следом за учителем образец связного высказывания с сохранением содержания и интонационных особенностей высказывания; пересказываетпрослушанный или прочитанный сюжетный текст букварного типа с опорой на данные сочетания слов, вопросы, картинный план; самостоятельно строитсвязное высказывание с опорой на рисунок, воспроизводя данное начало; составляетпредложения по данным словам и объединяет их в связный текст Ученики воспроизводят, разыгрываютпо ролям диалоги из прослушанных сказок, рассказов; соблюдаютправила обращения, используют этикетные формулы; составляютвопросы и ответы на них по содержанию текста, рисунка, мультфильма, учебной ситуации в классе и др. Ученик (ученица) высказывается о значении в жизни человека умения читать и стремится овладеть им; читает вслух в темпе 20-30 слов в минуту доступные тексты целыми словами (отдельные слова усложненной структуры – по единицам чтения); понимает содержание прочитанного; правильно интонирует предложения, различные по цели высказывания и интонации, в соответствии со знаками препинания; Ученик (ученица) практически различает, называет структурные элементы детской книги: обложка, корешок, страница; находит, показываетна обложке, на титульном листе и на страницах книги название (заглавие) произведения, фамилию писателя, иллюстрации; проявляет интерес к детским книгам, знакомым и незнакомым; рассматриваетдетскую книжку (иллюстрации, название, фамилию писателя); высказывает предположение (несколько слов), о чем может рассказать рассматриваемая книжка; знает фамилии детских писателей, произведения которых читались учителем и рассматривались в течение года; знает заглавия и авторов нескольких полюбившихся детских книг; практически различает детские периодические издания: газету, журнал; объясняет,для чего нужна библиотека, читальный зал, зачем устраивают книжные выставки, кто помогает выбрать книжку в библиотеке; придерживается (под руководством учителя) правил сохранности книги, гигиены чтения-рассматривания, элементарных правил поведения в библиотеке; устно описываеткартинку (иллюстрацию) к определенному эпизоду литературного произведения.Ученик (ученица) различает виды письма: печатное, рукописное, рисуночное; понимает их значение для общения людей на расстоянии и во времени;подбирает и записывает (при помощи учителя) название рисунка; составляет и записывает(с помощью учителя и самостоятельно) предложения по рисункам, учебной ситуации, созданной учителем. |
ІІІ. Языковая содержательная линия (в течение года)
Содержание учебного материала |
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Текст. Предложение (в течение года) Текст и не связанные между собой предложения. Устная и письменная форма высказывания. Содержание, заголовок текста; соответствие заголовка содержанию. Деление связного высказывания на предложения. Границы между предложениями (интонационная и графическая – прописная буква в первом слове, знак препинания в конце). Расположение предложений по содержанию в деформированном тексте. Содержание повествовательных, во-просительных, побудительных предложений (без употребления терминов); наблюдение в процессе чтения за интонацией предложений, различных по цели высказывания, восклицательных предложений; интонация конца предложения. Запись предложений разных типов. Знаки препинания: точка, вопросительный знак, запятая, двоеточие, тире. Деление предложений на слова, узнавание в устной и письменной речи предлогов, союзов, частиц как отдельных слов (без употребления терминов). Построение графических моделей предложений, по данным моделям – предложений, состоящих из 1-5 слов. Распространение предложений словами, подобранными в соответствии с содержанием. 2. Слово (в течение года) Значение слова. Слова-названия предметов, признаков, действий. Тематические группы слов. Вопросы к слову, соответствующие части речи, к которой оно относится. Употребление слова в нужной грамматической форме (практически): к доске, в пенале, писал(-и), думают, могу, мне, его и др. – в соответствии с уровнем подготовки учащихся. |
Ученик (ученица) различаетустные и письменные высказывания; текст и не связанные между собой предложения; выбираетодин из данных или подбирает самостоятельно заголовок к тексту букварного типа (или его части); определяетколичество предложений в тексте (из 2-4 предложений); устанавливает их границы по графическим ориентирам; находитв устной речи и в тексте предложения, различные по цели высказывания; различаетна слух законченное и искусственно не законченное предложение; дополняет предложение 1-2 словами из данного ряда и самостоятельно подбирая слова; составляетпредложение – из данных слов, по данному началу, по рисунку и др.; интонационно правильно читает(произносит) предложения, различные по цели высказывания и соответственно оформляет их на письме; узнает предложение по определенным коммуникативным признакам (содержит вопрос, просьбу, пожелание т.п.); определяет количество слов в предложении, состоящем из 1-4 слов (на слух во время чтения); составляетграфические модели простых предложений, состоящих из 1–5 слов, в том числе со служебными частями речи; составляет предложения, которые соответствуют данным графическим моделям; узнает иразличает слова – названия предметов, признаков, действий;ставит к словам вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают?; владеет общеупотребительными словами русского языка, в частности теми, которые касаются учебной деятельности; различаетна слух общеупотребительные русские слова и слова родственных языков с тем же значением; произноситпо правилам произношения слова с безударными гласными, звонкими-глухими, твердыми-мягкими согласными (повторяет вслед за учителем и самостоятельно); соотносит слово и изображение соответствующего предмета, действия, признака; выбираетиз 2-3 слов то, которому соответствует данное учителем толкование значения слова; делит ряд слов на 2-3 группы по значению (профессии людей, виды транспорта, обозначение времени и др.); дополняет предложение 1-2 словами по содержанию, подбирая их самостоятельно или выбирая из предложенных в учебнике, учителем; восстанавливает деформированный текст, состоящий из 2-3 предложений |
3. Звуки и буквы. Слог. Ударение (в течение года) Звуки речи в сопоставлении с неречевыми звуками. Представление о том, что слова в устной речи строятся из звуков. Смыслоразличительная роль звуков. Наблюдение за тем, как вставка, пропуск, замена одного из звуков слова может привести к появлению другого слова (сон – слон, танк – так, сила – села и др.). Последовательный ряд звуков слова. Выделение (вслед за учителем и самостоятельно) отдельных звуков слова (первый, следующий, идущий после такого-то звука, последний), правильное произнесение их. Образование слогов различной структуры (на, нам, тра, трам). Гласные и согласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Основные органы речи (губы, зубы, язык); наблюдение за их работой во время произнесения разных звуков. Произношение звуков, которые различаются в русском и украинском языках: [г, г΄, ч, ш΄:, в, в΄, ф, ф΄, ц] и др. Деление слова на слоги (слова произносятся по правилам произношения). Различение одно-, дву-, трехсложных слов. Ударение в слове. Повторение за учителем слов так, чтобы было четко слышно ударный слог (произносят по слогам; ударный гласный слегка растягивают, будто переспрашивают, удивляясь чему-то). Слова, которые различаются ударением в русском и украинском языках, слова, ударение в которых следует запомнить по требованию программы. Обозначение звуков буквами. Алфавитные названия букв. Неполное соответствие между произношением и написанием слова. 4. Правописание (в течение года) Обозначение звуков буквами в тех случаях, когда написание соответствует произношению. Использование букв я, ю, е, ё, и, ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме. Сопоставление произношения и написания слова. Прописная буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных. Написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу; Перенос слова (по слогам, одну букву не переносят). Знаки препинания в конце предложений. Список слов, написание и произношение которых надо запомнить: большóй, бýдет, вéсело, все, всё, дéвочка, дорогóй, егó (у негó), её (у неё),емý, есть, из, úли, когдá, когó, кому,кто, мáленький, мáло, мáльчик, мнóго, могý, мóжно, моя, над, нáдо, но, онá, онú,одúн, однá, от, óчень, плóхо, под, сад, собáка, твоя, тебé (у тебя), тогдá, хлеб, хорошó, хочý, что, этот, это, (50 слов). |
Ученик (ученица) отличает звуки речи от неречевых; знает, что слова состоят из звуков, а звуки на письме обозначаются буквами; объясняет соотношение между звуками и буквами в слоге, слове; объясняет изменение значения слова в результате перестановки, вставки, пропуска, замены, одного из звуков; добавляет илиубирает один звук в слове так, чтобы получилось другое слово (кот – крот, дым – дом, сова – слова и др.); правильно воспроизводит сначалавслед за учителем, а затем самостоятельно цепочку звуков слова (2-5 звуков, без явлений ассимиляции); выделяет первый, последний звуки в любом слове букварного текста; соединяетзвуки (2-4) в слоги определенной структуры; различаетгласные и согласные звуки по звучанию и способу произношения; правильно произноситзвуки, отличающие русский язык от украинского; делитна слоги слово, состоящее из 2-3 слогов; определяет ударение в двусложных и трехсложных словах. определяетколичество слогов в слове, произнесенном по слогам; произноситвслед за учителем слово, четко выделяя ударный гласный; правильно называетбуквы алфавита; находит среди двух данных слов то, которому соответствует данная слого-звуковая схема с обозначением ударения (1-3 слога). Ученик (ученица) произноситвслед за учителем слово по правилам произношения, а затем проговаривает его «так, как оно пишется»; переноситслово со строки на строку, применяя (с помощью учителя) указанные в программе правила переноса; придерживается правил написания с заглавной буквы первого слова предложения, имен людей и кличек животных; называет иупотребляет при списывании пунктуационные знаки: точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки; списывает текст (20-30 слов), придерживаясь правил правописания и каллиграфии; проверяет написанное; находит иисправляет допущенные ошибки; записываетпод диктовку или по памяти слова, которые пишутся так, как произносится: кукла, мак и под.; предложения из 3-4 слов, текст объемом 20-30 слов, написание которых совпадает с произношением; правильно произносит, записываетпод диктовку слова из списка для запоминания. |
V. Деятельностная содержательная линия
Содержание учебного материала |
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Формирование учебно-организационных умений и навыков (в течение года) Организация рабочего места. Организация учебной деятельности. Взаимодействие с другими участниками учебного процесса. 2. Формирование учебно-информационных умений и навыков(в течение года) Работа с учебником. Использование дополнительных учебных пособий. Общение в процессе обучения. 4. Формирование контрольно-оценочных умений и навыков |
Ученик (ученица) готовитнеобходимые принадлежности к уроку, располагает их на парте в удобном для использования порядке; следит за осанкой во время сидения за партой; правильно держитручку во время письма; внимательно слушает и понимаетучителя, приступает к работе сразу после его указаний; слушаетответы одноклассников. Ученик (ученица) различаетосновные элементы учебной книги (обложка, страница); ориентируется на странице учебника;пользуется закладкой; ориентируетсяна странице обычной тетради с сеткой №1 и тетради с печатной основой; выполняет работы в этих тетрадях; говоритв умеренном темпе, чётко, выразительно, с соответствующей силой голоса; сосредоточенно слушаетучителя, дает полный ответ на поставленный вопрос; связно передаётнесколькими предложениями услышанное, увиденное; вежливо обращаетсяк учителю, ученикам. Ученик (ученица) выделяетв речевом потоке определённые языковые единицы (слова в предложениях, звуки и слоги в словах); определяетв предметах, языковых единицах (звуках, слогах, словах, предложениях) характерные признаки; сравниваетпредметы, языковые единицы; определяетв двух предметах, языковых единицах одного уровня одинаковые, похожие и разные признаки; исключает«лишний» из группы трёх-четырёх объектов (предметов, языковых единиц), объединённых по определённым признакам; делает(с помощью учителя) вывод-обобщение после выполнения учебного задания; выполняетмыслительные операции по аналогии во время самостоятельной работы. Ученик (ученица) определяетошибки в устных ответах одноклассников; находит графические, орфографические и пунктуационные ошибки в собственных письменных работах, исправляет их; оцениваетсловесно результаты своей учебной деятельности по ориентирам, данным учителем (правильно, красиво, что именно; если ошибся, то в чём, что надо изменить, чего избежать в следующей работе и др.). |