Зошит – помічник
16.03.2021 Від autor

Зошит – помічник Работа над помилками з російської мови (укр)

Тетрадь состоит  из четырех разделов:
1.Слово
2. Предложение (синтаксис, пунктуация)
3.Орфография
4.Части речи (морфология)

 
Как работать с тетрадью:
1.Найди и выпиши слова и предложения в которых допущены ошибки.
2.Определи к какому разделу относится ошибка.
3.Найди правило, проработай(прочитай, запомни, обрати внимание на пример)
4.Исправь свою ошибку.
5.Приведи дополнительный пример.
 
  Содержание
1.Слово
2. Предложение (синтаксис, пунктуация)
3.Орфография
4.Части речи (морфология)
5.Дополнительная литература
 
                                                    Cлово
 
1.   Пропуск, замена букв.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: Звонок, ученик.
 
2.   Слог.
Запомни:Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: У-чи-тель-3 сл., мо-роз-2 сл.
 
3.   Ударение.
Запомни: Передать ритм слова можно с помощью стука. В словах с одним слогом ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс
 
4.   Большая буква в именах собственных.
Запомни:Имена, отчества и фамилии  людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Кошка Мурка, девочка Дарья, река Волга.
 
5.   Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзяоставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (маль-чик, подъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (май-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: груп-па. Некоторые слова не переносятся: Яна, класс.
Делай так: Оси-на, уче-ник, паль-то.
 
6.   Состав слова.
 
Делай так: Выпиши слово и разбери его по составу.
Например: поездка.
-окончание (измени число или форму);
-основа (часть слова без окончания);
-корень (подбери несколько однокоренных слов);
-приставка (часть слова перед корнем);
-суффикс (часть слова послекорня).
Делай так:поездка – поездку, поездкой, ездить, езда. 
 
Предложение(синтаксис, пунктуация)
 
1.   Большая буква в начале предложения.
Запомни:Начало предложения  пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно  предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Пришла зимаети рады зиме.
 

2.   Знаки препинания в конце предложения.
Запомни:        В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так:Ребята шагают по лесной тропинке.  Любите и охраняйте природу! Слава нашей Родине! Как тебя зовут?
 
3.   Разбор предложения.
Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные, вопросительные и невосклицательные.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).
сущ.  гл.     прил.       сущ.
Делай так: Утром шёл проливной дождь.
 
дождь (какой?) проливной
шёл (когда?) утром

4.   Запятая в предложении с однородными членами.
Запомни:Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни  однородные члены. Составь схему.
Делай так:Дети  смеялисьвеселились и кувыркались.

5.   Запятая в сложном предложении.
Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.
Делай так: Лёдна реке ломается, рыхлые льдинынесутся по течению реки.
 
Орфография
1.   Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: Малыши, ежи, рощачасы, чулок, щука.
 
2.   Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ель, коньки, мальчик.
 
3.    Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши  слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:Вьюга, листья, соловьи

4.   Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: Дочка, мощный, ночной, обманщик.
 
5.   Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:  Подъезд, объявление.
 
6.   Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
 
7.    Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и  словом другое слово или вопрос.
Делай так:Кберегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.
 
.
 
8.   Непроверяемая безударная гласная.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Я́года, я́годка, я́годное.
 
 
 
9.   Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:Сады́ — сад, леса́ — лес, волна́ – во́лны.
 
 

10.         Парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
 
11.        Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо  подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, праздник, чувство.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

12.        Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так:Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.
 
13.         Соединительная гласная в сложных словах.
Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Делай так:Водолаз, землемер.
 
 
14.         Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставкахдо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, про-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.
 
15.        Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:Нечитал, не любит, не верю.
 
Части  речи (морфология)
1.   Правописание Ы или И после Ц.
Запомни:  Буква И после Цпишется в корнях слов и в словах на -ция.
цитировать, операционная, дисциплина.
Буква Ы после Ц пишется:
·       в окончаниях и суффиксах: Куницын, птицы;
·       в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Делай так:Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И.Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 4 слова на это же правило.

2.   Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях
                                   существительных.
Запомни: Под ударением пиши букву — О, без ударения — Е.
 Делай так: овцой                       лестницей
мячом                      тучей
шалашом                 крышей
плащом                    товарищем
чертежом                 сторожем

3.    Правописание суффиксов –ЕК, -ИК в именах
                               существительных. 
 
Запомни:   Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и – ик, если не выпадает. Например: звоночек — звоночка, ключик-ключика.

 
 
4.   Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
 
Запомни: У существительныхженского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящихЬ не пишется.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так:Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
 
5.   Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Запомни: Падежные окончания имён существительных!

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На опушке — опушка — сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
                    у речки – речка — сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
 
 
6.   Правописание безударных падежных окончанийимён прилагательных.
Запомни: проверяй написание по вопросу!

От  существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему  — м.р., ед. ч., Д. п.
                              По озеру (какому?) голубому – ср. р., Д.п.
 
7.   Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.
 
Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь — пишешь, стучишь.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это    же правило.
Делай так:читаешь  — 1сп., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.
 
8.    Правописание безударных окончаний глаголов.
 
Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
1.   поставить глагол в начальную форму;
2.   определить спряжение глагола;
3.   проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа
(они  что делают?…, если –ат  — ят, то пишемИ в окончании);
4.   определить окончание данного глагола.

Спряжение глаголов в настоящем времени
 
Глаголы в неопределённой форме
Iспряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить
IIспряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11глаголов-исключений:
Слышать, видеть иобидеть,
Гнать, держать иненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
Изависеть и терпеть.
 
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило
Делай так:Строим– строить – 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
9.        Правописание –тся, -ться в глаголах.
 
Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? смеётся; что сделает? Распустится.
Если глагол отвечает на вопрос  что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться.
В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.
стеречь, стричь.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.
Делай так:гусь щиплет… ся  — гусь (что делает?) щиплется;
 перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться
 

10.         Правописание предлогов с местоимениями.
 
Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У_нас, ко _мне, с _тобой.

Скачать: Зошит–помічник.doc
Проголосуйте, нам важлива Ваша думка!
[Усього: 0 Оцінка: 0]