Мой город

Факультативное занятие по композиции в 8 классе
сценарий
ТемаМОЙ ГОРОД.
Цель: создать эскиз графической композиции «Мой город».
Задачи:
1.      Образовательная: расширить представления учащихся о создании образа города в изобразительном искусстве, учить выполнять композиционные эскизы на основе городского пейзажа, создавая образное решение и используя творческие приёмы;
2.      Развивающая: развить творческое воображение, самостоятельность мышления; умения работы над композицией; совершенствовать графические умения.
3.      Воспитательная: содействовать формированию творческого отношения к выполнению композиции, эстетического вкуса, патриотических чувств, вызвать интерес к формам совместной деятельности.
Тип занятия: совершенствования и закрепления знаний и умений.
Вид занятия: практическое
Учащиеся должны:
знать
—        этапы работы над композицией;
—        изобразительно-выразительные средства в графической композиции;
—        влияние мотива на выбор изобразительных средств;
уметь
—        выбирать необходимый мотив для композиции;
—        выполнять эскиз композиции в соответствии с идеей и задуманным образным решением;
—        уметь анализировать свой композиционный эскиз;
Технология проведения: педагогические мастерские
Оборудование: мультимедийная презентация, репродукции, карточки задания, раздаточный материал, работы художников и учащихся; бумага, пастель.
Глоссарий: общественная архитектура, графика, игры для воображения, бренд, изобразительно-выразительные средства, куб Цвикки, ромбокубооктаэдр.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.      Индукция

Представление учащихся. На занятии присутствуют лучшие ученики 201-й школы Гришкевич Вероника, Левенчук Алина, Рудский Дмитрий, Шуцкий Никита, Твердова Эвелина, Разумовская Екатерина, Власенко Анастасия, Маркевич Александра. Совместная работа над различными проектами объединяет их в дружную команду.
СЛАЙД 1. Заглавный
На занятии мы вместе «проживем» трехмерную модель творческого процесса, прикоснемся к его разным граням, в результате которого появится эскиз композиции «Мой город».
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ. ПУЛЬС ГОРОДА. ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИНСКУ. Найдите свой пульс. Чувствуете? А теперь давайте немного подержим руку на пульсе страны и ощутим биение ее сердца – нашего родного Минска.
СЛАЙД 2. Видеоряд: Беларусь, Минск. Цейтраферная съемка. 33 секунды.
Сэрца Беларусі. Пятро Ліпай.
Дзе Свіслач срабрыцца між долаў,
А шлях – на Маскву ды Парыж,
У цэнтры Еўропы, наш горад –
Зямлі беларускае волат
Нязломны, спрадвек ты стаіш.
Итак, город, как живой организм с пульсирующими улицами и их обитателями, своим голосом, теплом и запахом… Его улицы и дома хранят память обо всех мгновениях, пережитых нами, он оберегает нас, учит и растит. Иногда город не замечает нас и живет своей, недоступной нам жизнью, точнее, тысячами, миллионами жизней. И это тоже мы ценим в городе – в нем можно раствориться, как песчинка в речном потоке, а можно показать себя всему городу, как мы сегодня.
—        Что значит «Мой город»? (это место где родился, вырос, живу, буду работать, это город, за который я в ответе).
Согласен, добавлю словами Экзюпери, «вы в ответе за тех, кого приручили»…
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ. Давайте попробуем разобраться: зачем, как, и что можно изобразить в композиции  «Мой город». Первый вопрос «ЗАЧЕМ?».
СЛАЙД 3. Демонстрация текста статей
7 августа, Минск БЕЛТА/. Бренд Минска создаст британская компания Instid. Результатом должно стать появление логотипа и фирменного стиля города. Сотрудники компании выяснили, что мало кто из минчан осознавал специфику Минска…
—        Назовите плюсы и минусы этой информации.
—        Есть ли здесь ответ на вопрос ЗАЧЕМ нам рисовать «Мой город»? (узнать и показать, кто мы и какие мы)
КАК изобразить?
01.11.2012. БЕЛТА/. Руководитель проектов программы «Бренд-Минск» Ирина Злобина: одним из этапов создания бренда стал проект «Минск-2112/Минск Мечты», который проводился совместно с одной из детских студий…. В течение 10 дней воспитанники этой студии рисовали белорусскую столицу 2112 года.
СЛАЙД 4. Демонстрация детских работ одной из студий
На tyt.byэтот материал подан под темой «позитив».
—        А какой отзыв вы бы оставили на сайте с этими работами?
Возможно, с вашим мнением перекликается типичный отзыв с сайта: «Ужас. Не знаю как кого, я меня подобная детская непосредственность пугает, и жить в будущем таком Минске, я не хочу»…
—        А КАК изобразили бы вы?
И наконец, ЧТО можно изобразить. Если для вас этот вопрос уже решенный, давайте повторим обоснование вашего выбора.
Мой знакомый немец, объездив окраины Минска, сказал, что это «город без лица». Могли бы вы с этим согласиться?
Мне тоже стало обидно, но я понял, почему он отчасти прав. Массовое жилищное строительство редко становится памятником архитектуры. Где дома строителей пирамид? Великой китайской стены? Послевоенных строителей Минска? (если повезет, это был вагон, полузасыпанный землей, поверьте, я очень хорошо знаю людей, кто так жил, это близкие мне люди). А современная одноэтажная Америка или Европа – это тоже шедевры архитектуры?
—        Какую архитектуру для представления города выбрали бы вы и почему? (общественные значимые здания – они обязаны выражать суть города, его идеи, устремления его жителей и архитектурные ансамбли с памятниками).
Давайте вспомним, как мы шли к этому выбору
СЛАЙД 5. Демонстрация работ учащихся СШ № 201
—        В 6 – 7 классе вы находили камерные мотивы в нашем Фрунзенском районе к его юбилею.
СЛАЙД 6. Проект «Городская ратуша», выступление Гришкевич Вероники.
—        В 7 — 8 классе мы осуществили проект по истории Минской городской ратуши, который представляла на Международной научно-практической конференции «Минск и минчане: 10 столетий истории. Источники по истории города»
СЛАЙД 7. Поздравляем!
Кстати, вчера стато известно, что 1 место на районном пленере «Минские зарисовки» заняла Левенчук Алина. Поздравляем!
СЛАЙД 8. Фото с экскурсии.
—        Недавно мы объездили Минск, чтобы почувствовать дух города и выбрать мотивы и ракурсы. Дети, выбравшие мотив, встают.
СЛАЙД 9, 10, 11. Мотив – краткая историческая справка.
Минский Свято-Духов кафедральный собор. 1633–1642 г собор католического монастыря бернардинок, в начале XVII в. — униатский, с 1860 г. православный, с 1870 г. — Свято-Духов.
Минская городская ратуша. В первой половина 16 в. деревянная, каменная с 1582 г. В конце XVIII в. зданию придали черты классицизма по проекту архитектора Крамера. В 1857 г. снесли. Восстановлено в 2004 г.
Костёл святого Симеона и святой Елены. 1905 — 1910 гг. по проекту архитектора Т. Пойздерского на пожертвования Войниловичей в память о своих рано умерших детях. С 1945 по 1989 г. — как Дом кино. В 1990 г. вернули верующим.
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь. Построен в 1935 -1938 годах по проекту И. Лангбарда. Реконструирован в 2006 – 2009 годах
Площадь Победы. Архитектурный ансамбль площади начал формироваться в конце 1930-х гг. закончена в 1950-х. Монумент Победы сооружен в 1954 году арх. Г.Заборский, В.Король, грани постамента оформлены бронзовыми горельефами, (А.Бембель, А.Глебов, З.Азгур, С.Селиханов).
Национальная библиотека Республики Беларусь. Архитекторы М.К.Виноградов и В.В.Крамаренко. Ромбокубооктаэдр. Проект разработан в конце 80-х годов. Строился с 2002 по 2006. Входит в ТОП-50 самых необычных зданий мира (24-е место).
Многопрофильный культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена». 2006 — 2010. Гран-при в Республиканском конкурсе лучших архитектурных проектов 2010 — 2011 («Белгоспроект»).
Минск будущего предложила Гришкевич Вероника, потому что она хочет стать архитектором.
Ответ на вопросы ЗАЧЕМ, ЧТО и КАК мы искали и у художников, изображающих наш город – от приятеля моего деда – Язепа Дроздовича до приятеля моего ученика Владимира Шаркова. От репродукций до редких оригиналов, например, С. Геруса. Смотрели работы, которые и на пейзажи не похожи…
СЛАЙД 12, 13, 14. Пейзажи Минска. Примеры работ художников.
—        Итак, что может сделать наша группа, чтобы изменить представление об отношении детей к своему городу?
·         оставить отзывы на статьи и на сайте студии
·         разместить свои рисунки на страницах социальных сетей – на Facebookи пока малочисленной группе «Бренд Минска» «В Контакте»?
·         создать  свою группу пока под названием «Мой город», мы можем включить в нее выпускников нашей школы: 7 архитекторов, 15 дизайнеров, несколько художников, скульпторов, фотографов и модельеров и даже моделей «Мисс Минск».
Задача минимум нашей группы – композиционная городская зарисовка, если удастся ответить на вопрос ЧТО изобразить.
Задача максимум – на основе ее создать одну из граней образа родного города, многоликого, разнообразного, живого, как портрет хорошо знакомого человека.
2.      Самоконструкция

Создание композиции – это незаметный творческий процесс, и он уже начался. В нашем трехмерном творческом процессе это ПЕРВАЯ ГРАНЬ.
СЛАЙД 15. План
СЛАЙД 16. Кубики с этапами работы
ЗАДАНИЕ 1. Представьте, что процесс создания композиции похож на дом – от фундамента до крыши. Сложите этот дом из кубиков, на сторонах которых написан этап работы, в нужном порядке. Задание на группу по 4 человека. Подумайте, единственно ли возможный выбранный вами порядок.
1.      СЮЖЕТ
2.      ИДЕЯ
3.      СРЕДСТВА
4.      АНАЛИЗ
Художники работают по-разному. Выбор мотива может опережать идею, особенно при работе с натуры. Так мы с вами на экскурсии уже выбрали мотивы для композиции. А анализ необходим на каждом из этапов.
В любой момент вас может настигнуть ОЗАРЕНИЕ которое перечеркнет все сделанное, либо доведет его до совершенства, но оно приходит только с работой…
СЛАЙД 17, 18. Идея.
ВТОРАЯ ГРАНЬ.
Главное, с чего начинает художник, это идея. Как говорил Савицкий своему ученику Игорю Бархаткову, заставив его закрасить черной краской полугодовой этюд: «Главное, что ты хочешь сказать…»
Второе задание поможет вам приблизиться к ее поиску.
Вспомните, мы сделали вывод о том, что общественная архитектура выражает общественно-значимые идеи. А можно ли, исходя из этих идей, определить и личные качества минчанина? Назовите их. Качеств много, но как соотнести их с выбранным мотивом?
ЗАДАНИЕ 2. 6 человек – участники,  2 – эксперты. На доске написаны различные качества человека. Распределите их по архитектурным объектам так, чтобы они выражали идеи, связанные в первую очередь с этим объкетом. Эксперты проверьте выбор.
1.      За 2 минуты связать «качества характера минчанина» с архитектурными объектами: прикрепить на грани кубика рядом с изображением объекта.
2.      Экспертам проверить.
3.      Сформулировать идею работы над композицией.
СЛАЙД  18. Идея – архитектурный мотив
Надписи, возможно, выбранные и прикрепленные на гранях кубиков

Духовность Патриотизм Культура Толерантность Активность Независимость Образованность Оптимизм

—        Какие ИДЕИ может выражать выбранные архитектурные мотивы?
Таким образом, мы прошли первые два этапа: выбрали мотив и идею и заполнили ВТОРУЮ ГРАНЬ.
4.      Слово мастера

СЛАЙД 19. Изобразительные средства
Следующая грани – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, через которые выражается идея в композиции. Именно с их помощью содержание композиции производит нужное впечатление.
ИЗОБРАЗИТЬ– достичь подобия, ВЫРАЗИТЬ – в образной форме раскрыть сущность изображаемого, передать отношение, переживания, впечатление, чувства и оценки.
Где взять этот волшебный ларец, откуда художники извлекают неповторимые и непохожие композиции? Как работает мысль художника? Для этого с граней кубика нам придется проникнуть внутрь его и там найти ответ.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
В качестве модели такого «волшебного ларца» возьмем кубик — куб Цвикки (астрофизик, применял этот способ для изобретений в ракетостроении)  дает различные комбинации параметров объекта. Можно ли из этого кубика получить в минуту мировой шедевр?
Параметрами, которые откладывают по трем осям кубика, сделаем главные средства графики – ЛИНИЮ, ШТРИХ, ТОН. Отложим по трем осям:
1.      Ось x — линии – вертикальные и горизонтальные;
2.      Ось y — штрихи – фактурные и не очень;
3.      Ось z — тон – светлый и тёмный.
СЛАЙД 20. Куб Цвикки.
На пересечении параметров получим возможные варианты композиции.  Все они разные и неважно, сколько их. (Для дотошных — на математике предложите формулу расчета возможных композиций).
Если показалось мало, можно убрать один или даже два параметра, получаются еще дополнительные варианты композиций: т.е. кроме 3dможет быть 2dи 1d.
В качестве разминки – одна группа найдите грани с композициями, где все три параметра, а другая – меньше трех. Поднимите их. Кому достался всемирно известный шедевр – «Черный квадрат» Малевича и менее известный – «Белый квадрат на белом фоне»?… А появились они путем простого сочетания изобразительных средств в кубике Цвикки.
А теперь поднимите кубики те, у кого те же средства, что и на показанных композициях на слайде.
СЛАЙД 21. Примеры городских пейзажей с линий, тоном, штрихом.
Сложите кубики мелким текстом вверх. Садитесь.
В ваших композициях может встречаться любое сочетание этих средств, причем увеличивая число параметров (направление, наклон, размер, цвет и т.д.), мы до бесконечности увеличиваем число возможных композиций. Куб Цвикки – это модель сознательной либо бессознательной работы воображения художника, перебирающего варианты композиций. Если вы захотите что-либо изобрести или придумать – вспомните куб Цвикки.
От ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАНИ перейдем к ЧЕТВЕРТОЙ — ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.
СЛАЙД 22. Выразительные средства
Возьмем лишь одно средство – линию. Линии отличаются по своему характеру: смелой или строгой, обстоятельной, плавной, или резкой, энергичной и пассивной. Язык линий и очерченных ими форм – это и язык архитектуры.
Уильям Хогарт, английский художник 18 века, считал линию, изображенную на гранях кубиков, основой красоты. На что еще способна линия, покажет следующее задание: сделать линию выразительной в соответствии с образом.
—        Скажите, что может выражать линия в ваших сюжетах и какое впечатление способна предавать? (дети перечисляют).
Для создания оригинального образа давайте соединим эти впечатления с известными вам творческими приемами – играми для мозга, воображения. Если вам удастся его выразить впечатление в композиции из линий, то вы сможете использовать это в эскизе и приблизитесь к созданию образа, а не только зарисовки.
Попробуйте определить, какое из заданий относится к вашему мотиву.
СЛАЙД 23. Игры для воображения

передать впечатление игра для воображения возвышенность «Символическая аналогия» поток информации «Фантастическая аналогия» торжественность «Сфера влияния» движение к цели «Зри в корень» боль и вера «Личная аналогия» разнообразие и целостность «Комбинаторика» неопределенность и случайность «Леонардо да Винчи». движение и постоянство «Гулливер»

СЛАЙД 24. Пример фантастической аналогии.
Один из примеров использования творческого приема «Фантастическая аналогия» на слайде «Окаменевший звук» — проект тайваньского культурного центра от американской архитектурной студии B+U, разработка которого началась с изучения звуковых волн…
5.      Социоконструкция

ЧЕТВЕРНАЯ ГРАНЬ. ЗАДАНИЕ 3. Создание новых образов из линии.
В следующем задании необходимо превратить линию в выразительный знак, символ, ассоциативную форму, выражающую определенную мысль, идею, чувства.
1.      Сделать композицию из линий, вызывающих заданные впечатления.
2.      Обосновать
СОДЕРЖАНИЕ КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ (на гранях кубиков).

1. Выразить линией «возвышенность» с помощью игры «Символическая аналогия». В парадоксальной (противоречивой) и символичной форме нарисовать линии отражающие явление: например, возвышенность — приземленность 5. Выразить «торжественность» с помощью игры «Сфера влияния» –  расшив возможности влияния одной линии на соседние линии. 2. Выразить линиями «поток информации» с помощью игры «Фантастическая аналогия» — представить фантастические средства выполняющие то, что требуется по условиям задачи (перенос информации) 6. Выразить «Боль и веру» с помощью игры «Личная аналогия» — самому войти в образ в соответствии с заданной ситуацией (прочувствовать боль и веру) и изобразить это с помощью линии 3. Выразить «движение к цели» с помощью игры «Зри в корень» – главная суть проблемы, явления, к которой сходятся все остальные «корни». Цель и движение к ней 7. Выразить «разнообразие и сложность» с помощью игры «Комбинаторика» — изменять форму линии на основе разного сочетания одних и тех же движений и форм 4. Выразить «движение и постоянство» с помощью игры «Гулливер» — сильное преувеличение отдельных элементов по сравнению с остальными. 8. Выразить «неопределенность и случайность» с помощью игры «Леонардо да Винчи». Закрыв глаза, нарисовать случайные линии. Увидеть в них сюжет. «Это не трудно…— просто остановиться по пути и посмотреть на подтеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь… там вы можете найти совершенно потрясающие идеи»… Леонардо да Винчи

После выполнения учащиеся обмениваются работами и в парах (шепотом) объясняют значение работы соседу. Если ваш сосед понял замысел, задача решена.
2 человека озвучивает свой вариант для всех.
ЧЕТВЕРТАЯ ГРАНЬ пройдена. Теперь вы готовы к выполнению эскиза композиции «Мой город».
ПЯТАЯ ГРАНЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
СЛАЙД 25. Эскиз.
Выполнить композиционный эскиз «Мой город» в соответствии с намеченной идеей и выразительными средствами. Создание нового образа – это еще и нарушение традиций, канонов, правил, известных приёмов. Даже ошибка может стать средством выразительности… Не бойтесь ошибаться!
—        Какие бы требования вы предъявили к своей работе?
(оригинальность, выразительность, узнаваемость).
СЛАЙД 26. Требования к композиции.
Практическая работа. Материалы – соус, пастель. Формат – А 2.
6.      Социализация через афиширование

Пушкин «Поэту»
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
СЛАЙД 27. Анализ
Представление эскизов, вернисаж. Прежде чем оценивать свой эскиз, рассмотрите работы своей группы.
СЛАЙД 28. Вернисаж. Схема анализа.
1.      Идея, мотив, почему данный мотив выбран
2.      Изобразительно-выразительные средства композиции: формат, динамика, центр, ритм, детали, характер линии и ассоциации и др.
3.      Самооценка (оригинальность, узнаваемость, выразительность).
Оценка критиками. Разместить рядом с работой наклейку вверху, если данное качество есть, (оригинальность — оранжевая, выразительность — желтая узнаваемость — зеленая) и внизу, если этого качества нет. Розовую наклейку вы можете наклеить на ту работу, которая понравилась вам больше остальных.
7.      Рефлексия.

СЛАЙД 29. Город Солнца.
ШЕСТАЯ ГРАНЬ. Люди всегда мечтали об идеальном государстве, стране, городе. Одним из таких утопических проектов начала 17 века был «Город Солнца» итальянского философа писателя Томмазо Кампанеллы. Кстати, Минск задумывался в 30-е годы тоже как город Солнца, идеальный город. Но для рефлексии возьмем только красивое название и символ Солнца как идеала.
На последующих занятиях на основе этих эскизов мы создадим законченные композиции. Что для этого нужно изменить или добавить в ваших работах?
Нарисуйте, на каком расстоянии от идеала (солнца) находились ваши знания до занятия и какой путь к нему вы прошли красным цветом, умения – оранжевым цветом, а накал эмоций на занятии – линией от солнца – желтым.
А за основу на следующем уроке можем взять ромбокубоктаэдр.
Спасибо за работу!

Похожие записи