тетрадь — помощник по русскому языку

                  Работа над ошибками по русскому языку
(для учащихся начальной школы) 

Тема: Безударные гласные
1.Правило
Безударные гласные в корне слова надо проверять.
Как?
Нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная была под ударением.


Пример: вода – воды; поля -поле; зима – зимний; гора – горный.
2.Задание – тренинг
«Безударные гласные. «А»»
Вставь пропущенную орфограмму. Устно подбери проверочное слово. Выдели корень. Напиши по одному однокоренному слову к каждому примеру.
Кр…сивый…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тр…ва……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Д…рить……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Хв…лить……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Гл…за……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
С…довник……………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Задание – тренинг « Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку. Найди проверочное слово. Выдели орфограмму красным цветом.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Задание – тренинг «Безударные гласные. «О»
Вставь пропущенную орфограмму. Устно подбери проверочное слово. Выдели корень. Напиши по одному однокоренному слову к каждому примеру.
Н…чной_____________________                                        м…лчать_____________________
Д…ма_______________________                                        п…ляны_____________________
П…ля_______________________                                         сн…пы_______________________
М…ря_______________________                                        н…сить______________________
В…да________________________                                       на…кне______________________
Н…ра________________________                                       х…дить______________________
Н…га________________________                                     ст…яла______________________
Д…бро______________________                                     к…рмить____________________
Тр…па_______________________                                    зв…нить_____________________
Г…ра_______________________                                      д…жди______________________
Др…ва_______________________                                     д…лина______________________
5. Задание – тренинг « Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку. Найди проверочное слово. Выдели орфограмму красным цветом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Задание – тренинг «Безударные гласные. «И», «Е»»
Вставь пропущенную орфограмму. Устно подбери проверочное слово. Выдели корень. Напиши по одному однокоренному слову к каждому примеру.
Гр…бы__________________
з…. ма___________________
Т…шина_________________                                               кр…чать_________________
Уд…влять________________                                               ч…жи___________________
Пл…та___________________                                                защ…щать________________
В ст…пи__________________                                                ст…кло___________________
Б…лить__________________                                               сп…шить_________________
Сл…пой__________________                                                 б…ка_____________________
7.      Задание – тренинг « Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку. Найди проверочное слово. Выдели орфограмму красным цветом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.   Задание – тренинг «Безударные гласные. «Я»»
Вставь пропущенную орфограмму. Устно подбери проверочное слово. Выдели корень. Напиши по одному однокоренному слову к каждому примеру.
Гл… деть_______________
по…вился_____________
Про…снить____________                                  за…вить_______________
Т…жёлый______________                                   гр…знуля______________
Пл…сать_______________                                     м…чи__________________
Пон…л_________________                                     нар…дить_______________
9. Задание – тренинг « Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку. Найди проверочное слово. Выдели орфограмму красным цветом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Безударные гласные
Контрольная работа№1
Вставь пропущенную орфограмму. Выдели корень.
В…ршина, вдв… ём, ч…рника, т…хонько, т…мнеет, кр…снеть, р…дной, п…стреть, п… мощница, пл…сунья, ст…льной, см…льчак, к…тались, д…бро, ж…лток, г…ворить, хв…лить, бор…да, пот… хоньку, в…дичка, защ…щает, п…ро, н…чевать, зв…риный, зам…нять, б…ец, н…сти, пл…хой, гр…бной, л…тать, д…ма, вел…кан, зв…зда, пл… та, зар…дил, л… сток, т…шина, т…лпа, пл…тил, к…фейник, зм…я, сл…варь, пл…ды, т…пить, см…шной, л…шадка, к…лючий, в…дро, п…сьмо, оз… ро, сл…за, к…лечко, з…рно, стр…ла, в…зет, с…стра, оп…здал, л…денец, заб…влял, тв…им, выт…нул, м…довый, ст…рушка, кл… новый, г…лосок, н…чная, ст…ять, св…и, п…сать, п…лить, прин…сить, стр…ительство, пом…гать, разг…варивать, ст…рожить.

Контрольная работа №2
Пришла з…ма. Сн…га покрыли п…ля л…са. На сн…гу сл…ды. Охотник убил в л…су рыжую л…су.
Пок …залось яркое солнце. П…стух за…грал в р…жок. П…ля забл…стели р…сой. На лугу зап…стели цв…ты. З…л…тится посп…вающая рожь. Хоч…тся по у…кой тр…пинке спуститься к р…ке и искупаться.
Контрольная работа №3
Спиши, выбирая нужную орфограмму. Выдели корень.
За гр(е, и)бамии, на пл(е, и)те, просл(е, и)дить, м(и, е, я)чи, объ(е, я)вление, ц(и, ы, е)плять, осв(и, е)тить, л(и, е) са, м(и, е)дведь, в ст(и, е)пи, в л(е, и)су, з(е, и)мой, ч(и, е)жи, уд(и, е)вляться, погл(е, я, и)деть, т(и, е, я)жёлый, на р(и, е)ке, с(и, е)стре, осл(и, е)пительный, в ст(и, е)кло, в гр(и, е, я)зи, в гн(е, и)зде, т(е, и)шина, б(и, е)леет, пон(и, е, я)л, за(и, я)вить, гла(а, о)зами, тр(о, а)ве, хв(о, а)стунишка, ж(и, е, а) леть, л(и, е)сник, ст(о, а)ял, д(о, а)леко, в стр(о, а)не, ст(о, а)рик, ш(о, а)лить, кр(о, а)сивый, под(о, а)рить) с(а, о)довник, м(о, а)лыш, ж(и, е, а)леть, н(а, о)сил, хв(о, а)лить, посм(о, а)три, охр(о, а)няют, г(а, о)лубой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  
                              Методики: Блог им. Ziggy: тетрадь - помощник по русскому языку

Тема: Правописание гласных после шипящих
1.    Правило
Некоторые шипящие бывают или только твердые(ж, ш), или только мягкие(ч, щ). 
После шипящих пишутся буквы а, и, у;  не пишутся я, ы, ю, например: чай, чудо, жить, шить, щука. 
Слова – исключения: брошюра, жюри, парашют. 
2.    Задание  – тренинг «ЧА»
Вставь гласную после шипящих, разбери слова по составу.
Ч… й, стуч… ть, ч…йник,( нет) кирпич…, ч…ща, ч…хнуть, ч…стушка, ч…бан, ч… стица, ч…сто, ч…сть, ч…епитие, ч…йка, ч…лма, ч…стный, крич…ть, молч…ть, ворч…ть, (нет) врач…, (у) ключ…,
(нет) плач…, ч… с.

3.     Задание «Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку.  Выдели орфограмму красным цветом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.    Задание – тренинг «ЧУ»
Вставь гласную после шипящих, разбери слова по составу.
Печ… рка, ч… вство, ч… гун, ч…ма, ч…ткий, ч…дак, поч…ять, ч…дачить, ч…жой, ч… гунок, ч…деса, ч…чело, (я) молч…,  ч…дной, ч…тьё, ч…шь, ч…м, ч…жестранец, ч…лки, колльч…га, ч…довище, ч…дотворец, (я) стуч…, пич…жка, (я) крич…, ч…ть-ч…ть.
5.    Задание «Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку.  Выдели орфограмму красным цветом.
______________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.    Задание – тренинг «ЖИ»
Вставь гласную после шипящих, разбери слова по составу.
Уж…и, ж…изнь, ж…вой, ж…вость, ж…вот, ж…вучий, ж…вотное, ж…дкий, ж…дкость, ж…зненный, ж…ла, ж…листый, ж…лой, ж…р, ж…рный, лыж…и, ж…тель, ж…то, туж…ть, служ…ть, круж…ть, ж… ть, ж…лет, друж…ть.
7.    Задание «Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку.  Выдели орфограмму красным цветом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.     Задание – тренинг «ЩА», «ЩУ»
Вставь гласную после шипящих, разбери слова по составу.
Освещ…ть, щ… вель, (нет) плащ…а, щ…дить, щ… ка, щ…ми, площ…дь, защищ…ть, (нет) пощ…ды, (мост) дощ…тый, щ…пать, щ…риться, щ…плый.
9.    Задание «Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку.  Выдели орфограмму красным цветом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.                      Задание – тренинг «ЩИ»
Вставь гласную после шипящих, разбери слова по составу.
Тиш…на, ш…шка, ш…на, маш…на, ш…пы, ш…пит, ш…рокий, сш…ть, ош…бка, (у) Гриш…, приш…ть, пуш…тый, душ…стый, камы…, уш…, мыш…, крыш…, карандаш…., малыш…, наш…, ландыш…, пиш…, реш…ть, (у) Наташ….
11.                         Задание «Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку.  Выдели орфограмму красным цветом.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.                       Правописание гласных после шипящих
Вставь гласную после шипящих. Составь 4-5 предложений с любым из указанных слов и подчеркни изучаемую орфограмму
Груш…, ч…йка, свеж…й, нож…, ч…сики, полож…, ч…бан, хоч…, еж…, шуч…, ж…вотное, струч…, ерш…, луж…, выруч…ть, ч…тьё, щ…ми, щ…риться, ж…ть, ч…жой, дощ…тый, мваш…на, крич…ть, ч…до, чай…ник, ч…хнуть, защищ…ть, ж…дкий, щ…ка, лош… дь, ч…й, ж…рный, ош….бка, ворч…ть, пуш…стый, молч…, тиш…на.

Методики: Блог им. Ziggy: тетрадь - помощник по русскому языку

Тема: Сомнительная согласная
1.Правило
Парные звонкие и глухие согласные в середине слова и в конце слова надо проверять.
Как?
Нужно изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная (а, я, о, ё, у, ю, э, е, и, ы) или звонкая согласная.
Пример: мороз – морозный;  лодка – лодочка.
Парные согласные:
Б   в   г   д   ж    з  
П  ф   к   т   ш    с
2.Задание – тренинг
 «Сомнительная согласная»
Вставь пропущенную орфограмму. Подбери проверочные слова. Составь 5 – 6 словосочетаний с любыми примерами.
Лоша…ь,  чи…,  лебе…ь, поро…, сторо…, верблю…., моро…, заво…,  стри…, горо…, но…, гвоз…ь, ро…ь, лё…, сапо…, у…, пиро…, вра…,  бере…, овра…, лу…, сне…, поез…, ма…ь, сосе…, сто…
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Задание «Мои трудные слова»
Выпиши трудные слова, в которых ты допустил ошибку. Найди проверочное слово. Выдели орфограмму красным цветом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Задание – тренинг
 «Сомнительная согласная»
Вставь пропущенную орфограмму. Подбери проверочные слова. Устно составь из имеющихся слов 5 – 6 предложений.
Сапо…ки, про…ка, лу…ки, гря…ка, ры…ка, яго…ка, закла…ка, заря…ка, оса…ки, площа…ка, но…ка, ро…ки, ло…ка, кру…ки, пиро…ки, перево…ка, ука…ка, гри…ки, берё…ка, ска…ка, сколь…кий, була…ка, голо…ка, ни…кий, бука…ка, мя…кий, варе…ки, дер…кий, ре…ьба.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5..Задание «Мои трудные слова»
Выпиши трудные слова, в которых ты допустил ошибку. Найди проверочное слово. Выдели орфограмму красным цветом.
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
6.Контрольная работа.
Вставь пропущенную орфограмму
Ӏ. Гри…, зу…, тулу…, сугро…, кро…, огоро…, поез…, стол…, шка…, клю…, рука…, гла…, ука…ка, лё…кий, кру…ки, голо…ка, перево…ка, берё…ка, ро…ки, варе…ки, свя…ка, ду…, кре…кий, сла…кий, за…трак, бере…, заря…ка, шу…ка, лё…, яго…ка, площа…ка, верблю…, заво…, коро…кий, горо…, гря…ка, стри…, кно…ка, лоша…ь, у…, лу…, горо…ской, лебе…ь, но…, гвоз…ь, була…ка, расска…, мя…кий, перевя…ка, сторо…, бро…ки, голо… .
ӀӀ. Старый дру…  лучше новых двух.
Баба с кашкой, а де…  с ло…кой.
Для милого дру…ка и серё…ку из у…ка.
Свой гла… — алма…, чужой – стёклышко.

Методики: Блог им. Ziggy: тетрадь - помощник по русскому языку

Тема: Непроизносимые согласные 
1.    Правило 
В некоторых словах встречаются непроизносимые согласные(л, д, в, т).Эти слова надо проверять. 
как? 
1.    Надо изменить слово так, чтобы после непроизносимой согласно1 стояла гласная. 
Пример:  
сердце – сердечко. 
2.    Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором непроизносимая  согласная была бы слышна. 
Пример: 
грустный – грусть, честный – честь. 
2.    Задание – тренинг « Непроизносимые согласные»
Вставь пропущенную орфограмму. Подбери проверочные слова(устно)
Праз…ник, гиган…ский, доблес…ный, ус…ный, поз…ний, сер…це, извес…ный, звёз…ный, счас…ливый, очис…ки, сол…нце, трос…ник, мес…ный, прелес…ный, чес…ный, тягос…ный, грус…ный, хлёс…кий, влас…ный, облас….ной, вес…ник.
3.       Задание «Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку.  Найди проверочное слово. Выдели орфограмму красным цветом.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.    Правило –образец
«Непроизносимые согласные»
Прочитайте слова, проговаривая орфограмму. Запомни её написание.
В этих словах нельзя! написать букву Т.
Опасный – опасаться
Чудесный – чудеса
Согласный – согласие
Ужасный – ужасы
Безгласный – голоса
Прекрасный – краса
Интересный – интерес
Бессловесный — словеса
5.    Непроизносимые  согласные
Контрольная работа №1
Вставь  пропущенную  орфограмму. Выдели корень.
вес…ник, сол… нце, ужас… ный, праз…ник, ярос…ный, очис…ки, трос…ник, окрес….ный, прелес…ный, прекрас…ный, радос…ный, завис…ник, поз… ний, свис…нуть, чудес…ный, соглас…ный, интерес… ный, извес…ный, грус…ный, доблес…ный.
Весна
весна- прекрас…ное время года. Со….нце светит весь день. Текут ручьи. Вся окрес…ность изменилась. Заметно радос…ное щебетание птиц. Прилетели вес…ники весны – грачи. Стоит прелес…ная погода.
6.    Контрольная работа №2
Вставь пропущенную орфограмму. Выдели корень.
Осень
поз…няя осень. Грус… ный стоит лиственный  лес. Погода ненас…ная. Со…нце светит ре…ко. У реки ужас…ный ветер качает трос…ник.
Самостоятельно придумай 5-6 предложений на изучаемую орфограмму.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
                                    Методики: Блог им. Ziggy: тетрадь - помощник по русскому языку
 
 Тема: Удвоенные согласные
1.    Правило  
В некоторых словах пишутся удвоенные согласные: бб, лл, мм, нн, пп, сс, рр. 
2.    Задание – тренинг «Удвоенные согласные»
Вставь пропущенную орфограмму. Вертикальной чертой раздели слова для переноса.
Кла…, па…ажир, ба…ейн, гру… ша, а…арат, а…он, а…ея, ми… ион, во…и, тор…ейбус, а…а, те…итория, те…аса, а…ликация, …ора, а…орд, осе…ий, весе…ий, рофе…ор, ра… каз, су…ота, ма…а, ми…ия, а…естат, коми…ия, ба…ада. утре….ий, ка…а, то…а, тра…а, пре….а, дро…и, и…юзия, криста….
3.    Задание «Мои трудные слова»
Выпиши слова, в которых ты допустил ошибку.  Найди проверочное слово. Выдели орфограмму красным цветом.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.    Контрольная работа « Удвоенные согласные»
Вставь пропущенные буквы. с любым словосочетаниями придумай связнный текст(5-7 предложений)
Са…ый путь, ма…ая каша, липовая а…ея, ру…кая гра…атика, интересный ра…каз, великая Ро…ия, старый па…ажир, второй кла…, широкое шо…е, срочная телегра…а, чистая ва…а, весе…ий день, надежные  ре…оры, опытный режи…ёр, игра в те…ис, си…етричный рисунок, ра….ий вечер, ми…ион алых роз, телефо… ый а…арат, утре…яя пробежка, дружный ко…ектив, грозное жу…ание, ужасная
… ра, не строить и…юзий, крепкие во…и, последняяя су…ота месяца, молодой а…истент, свежие дро…и.