Игры развивают высшие психические функции детского мозга

Эти игры развивают высшие психические функции  детского мозга – мышление, восприятие, внимание, а также способствуют установлению хороших отношений между родителями и детьми.
Поиграйте со своим ребенком! Вы получите радость от общения  со своим сыном или дочкой, а  ребята будут расти и развиваться!

«Походи по ниточке».  (Это может быть линия на ковре, или край ковра и т.п.). На занятии дети по очереди ходят по толстому изогнутому проводу и держат равновесие. Ступни  нужно ставить след в след, носок одной ноги — близко к пятке другой ноги. По команде взрослого «стоп» остановиться и постоять, закрыв глаза.  Взрослый сначала дует на ребёнка, затем осторожно толкает его, пытаясь сместить с провода. Ребёнок должен устоять.  Можно выбрать  «самое крепкое дерево».
Как альтернатива хождению по ниточке —  предлагается дома походить по бордюрам тротуаров.
 
«Ощупывание и распознавание предметов».Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Так же в продаже существуют готовые мешочки с деревянным фигурками. Дети должны на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом они должны ощупывать предмет как двумяруками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

«Предметы с различной фактурой поверхности».Покажите, назовите и дайте потрогать  детям материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите  им ощупать вслепую материал двумя руками,потом одной рукой и найти этот же материалили предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.
«Положи ручку…» У детей два разных предмета, например, ручка и пенал. Нужно положить ручку в-, на-, под-, над-, перед-, за-, слева-, справа от пенала.

«Где лежит карандаш?» Положить карандаш на тетрадь и предложить ребенку определить его положение относительно тетради (“Карандаш лежит на тетради, а тетрадь…, а стол …”). Так поиграть, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просить ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами (“Тетрадь лежит под карандашом”).

«Заяц и охотник».Дети встают в круг, в центр выходят двое детей с завязанными глазами. Текст: «Я хочу вам предложить одну игру, в которой надо быть очень тихими. Играют два ребёнка. Это поле (показывает в круг). Один – Охотник, другой – заяц. Мы завяжем им глаза, так что обоим придётся рассчитывать только на свои уши. Все остальные ведут себя очень-очень тихо. Заяц пытается перебежать через поле, а охотник – его поймать. Заяц внимательно слушает, где охотник, чтобы не попасться в его лапы, а охотник слушает, где заяц, которого он ловит. Все остальные стоят по краю поля, чтобы заяц с охотником нигде не ударились».

«Классификация» Дети должны назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назовите  слова, обозначающие:
      · деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина, клён, тополь, яблоня…);
·  спорт (футбол, хоккей, бокс, баскетбол…);
·  зверей;
·  домашних животных;
·  наземный транспорт;
·  воздушный транспорт;
·  водный транспорт;
·  искусство;
·  овощи;
·  фрукты.

«Внимание!» Называйте  детям различные слова, например: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, диван, кресло, тарелка, ручка, книга, голубь, ложка, стул, ковёр, кружка, фломастер, альбом, журавль, нож, тапочки, дверь, блюдце, гвоздь, цветок, цапля, курица, кастрюля, компот, окно, стакан, молоток, огурец, белка, цыплёнок, сковорода, яблоко, шкаф, бумага, топор, ёлка, помидор, корова, мяч, кубики, телевизор, собака, дом, забор, полотенце, яблоко, кошка, поросёнок, телефон, тигр, трава, ботинок, платье, вишня, змея, бусы, лампочка, слон, мыло, брюки, банан, груша, солнце, паук, ананас …
Дети должны по договорённости, отреагировать на определённые слова. Они внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.
Во второй серии можно предложить, чтобы  дети вставали каждый раз, когда, как условлено, услышат слово, обозначающее, например, растение.
В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е.  дети хлопают в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встают при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
      
«Устами младенца». Попросите  детей представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы вы объяснили это?»

Перед тем, как  дети попытаются дать определение слову, убедитесь в том, что они понимают его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаете ли вы это слово?», или: «Понимаете ли вы смысл этого слова?» Помогайте  детям давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте  им возможность ответить самим.
 
·  Велосипед, книжка, друг,
·  Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, герой, качаться, острый.
·  Автомобиль, сапоги, чешуя, трус, бежать, щипать, колючий.
·  Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, толкать.
·  Мотоцикл, прищепка, ботинки, враг, спотыкаться, собирать, ударять,  шершавый.

«Что бывает…» Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак, для чего  дети должны будут ответить на предложенные ниже вопросы. Например: что бывает длинным? (нитка, лента, верёвка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы…)
Плохо, например, если ребёнок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, для определения величины которых, больше подходит прилагательное высокий.
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным)?                          Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает высоким (низким)?                                                                             Что бывает тяжёлым (лёгким, невесомым)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, деревянным, бумажным, железным)?    Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает глубоким (мелким), колючим, острым, хрупким?                          Что бывает зелёным (красным, синим и пр.)? и т.п.

« Кто быстрее?»  
1.Ребёнку предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающую букву «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв. Чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес. При этом успехи и стимулировать.
2. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить, предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую — горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а другую – обводить кружком.
Цель такой тренировки – выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (мл. школьники – до 15 мин., подростки – до 30 мин.)

«Пол, нос, потолок».
Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: » Пол ». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: » Нос», а потом поднимете руку вверх и произнесете: » Потолок ». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть
будете  вы. Ваша цель – запутать ребёнка. Скажите: » Нос », а покажите
В это время на потолок. Дети должны внимательно слушать и показывать правильно. Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.

«Земля, вода, воздух, огонь». Играющие образуют круг, водящий становится посередине с мячом в руках. Он бросает кому-нибудь из игроков мяч и говорит одно из четырёх слов: «земля». «вода», «воздух» и «огонь». Поймавший мяч возвращает его водящему, называя животное, рыбу, птицу в соответствии с заданным словом (в ответ на слово «земля» –животное, на слово «вода» – рыбу, на слово «воздух» – птицу). Если водящий сказал «огонь», то надо три раза повернуться вокруг себя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Быстро сосчитай». Играющие становятся в круг. Ведущий – в центре круга, с мячом. Он бросает мяч одному из игроков, называя при этом любое число. Игрок, поймавший мяч, должен в ответ назвать число, на один (2, 3 …) больше заданного и вернуть мяч водящему.

«Колпак»: ведущий предлагает группе запомнить и хором повторить слова:
Колпак ты мой, колпак,
колпак  мой треугольный,
а если не треугольный,
то это не мой колпак.
После того, как группа хором повторила, ведущий предлагает повторить ещё раз, но заменяя слово «колпак» двукратным прикосновением к голове. В следующий раз жестами изображаются уже два слова – «колпак» – прикосновением к голове, «мой» — прикосновением к себе. Затем поочерёдно вводятся жесты вместо приставки «тре» – показ трёх пальцев, и вместо «угольный»- угол, образованный большим и указательным пальцами. При этом все слова, кроме показываемых жестами, по прежнему произносятся хором вслух.
 
«Замедленное движение».Сидя. Переплести пальцы положенных на колени рук, кроме, больших пальцев. Медленно вращать большие пальцы один вокруг другого, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. Длительность 1 минута.
 
«Задом наперёд».Описать следующие события  задом  наперёд, от конца к началу:
— недавнюю экскурсию,
— вчерашнее происшествие,
— мультфильм,
— сказку.

Уважаемые родители! Вспомните замечательные игры Вашего детства:

«Съедобное – несъедобное».
«Вышибалы».


«Узнай и назови»
Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличи­тельным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.
 Игровая задача:назвать животных, изображенных на карточках.

«Что есть у животных?»
    Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.
    Материал: карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.
    Игровая задача:показать и назвать части тела животного, изображенного на карточке.

«Отгадай-ка»
    Цель: развивать у детей умение узнавать и называть предста­вителей основных жизненных форм растений (деревья, травянис­тые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
    Материал: карточки с изображением деревьев (береза, ель), травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растений (фикус, аспидистра).
    Игровая задача:назвать растения, изображенные на кар­точках.

«Одуванчик»
    Цель: закреплять у детей элементарные знания о строении растений.
    Материал: разрезные картинки с изображением частей оду­ванчика (стебель, лист, цветок).
    Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и назвать его части.

«Времена года»
Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.
Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, раз­деленный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима), зеленый (весна), красный (лето) и желтый (осень), картинки с изображением сезонных изменений в неживой при­роде.
Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой вре­мени года.

В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации получен­ных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и опера­ций дошкольников.
Приведем варианты дидактических игр, экологического содер­жания для детей среднего дошкольного возраста.

«Живое — неживое»
Цель: формировать у детей умение ориентироваться в поня­тии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.
Материал: картинки с изображением объектов живой (рас­тения и животные) и неживой природы.
    Игровая задача:отобрать те карточки, на которых изоб­ражены живые объекты, и объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»
Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличи­тельным особенностям внешнего вида.
Материал: игровые карты с изображением разных живот­ных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), карточки с описа­нием внешних отличительных особенностей разных животных.
    Игровая задача:по описанию животного подобрать кар­точку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.

«Помоги Медвежонку»
Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.
    Проблемная ситуация.В гости к ребятам пришел Мед­вежонок. Он очень грустный, потому что не знает, как нужно уха­живать за рыбкой и птичкой, которые живут у него дома.
Игровая задача: помоги Медвежонку, расскажи, что нужно делать, чтобы рыбке и птичке жилось у Медвежонка хорошо.
 
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры исполь­зуются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с ус­ложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игро­вые действия.
Приводим варианты дидактических игр, рекомендуемых к ис­пользованию в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

«Живое — неживое»
Цель: систематизировать представления детей о живом орга­низме, формировать обобщенное представление о «живом».
Материал: карточки с изображением объектов живой при­роды (мира растений и животных) и предметов неживой приро­ды.
Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изоб­ражены объекты живой природы, объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»
Цель: обобщать представления детей о различных классах жи­вотных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.
Материал: игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый), карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).
Игровая задача: разложить карточки с изображением раз­ных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта — рыбы, зеленая — птицы, коричневая -земноводные, красная — насекомые, желтая — звери).

«Животные и растения родного края»
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.
Материал: карточки, на которых изображены растения и жи­вотные разных географических областей, климатических зон.
Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изоб­ражены животные родного края, назвать их.
«Разложи карточки»
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир рас­тений и животных.
Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.
Игровая задача: выбери карточку, на которой изображе­но любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы.